Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (5.1) разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
-Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания;
-Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
-Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
-Приказ Минпросвещения России от18.05.2023 N 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
-Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
-Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
-Устав и локальные акты МКОУ Пайвинской ООШ.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) основного общего образования (далее – ООО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР)– это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (5.1) МКОУ Пайвинской ООШ.
АООП ООО обучающихся с ТНР МКОУ Пайвинской ООШ состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
АООП ООО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП ООО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО.
Содержательный раздел определяет общее содержание ООО обучающихся с ТНР и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий;
программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;
программу воспитания;
программу коррекционной работы.
Организационный раздел включает учебный план ООО (реализующий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации АООП ООО обучающихся с ТНР.
Принципы формирования и механизмы реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
Исходя из особенностей проявления речевого нарушения у младших подростков, к особым образовательным потребностям необходимо отнести:
обязательность непрерывности коррекционного процесса, тесную взаимосвязь реализации целей и задач освоения предметных областей и коррекционной работы (индивидуальных (групповых) логопедических занятий);
создание условий, нормализующих /компенсирующих состояние речевой деятельности, других психических функций, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
постоянный мониторинг динамики формирования личностных, метапредметных и предметных результатов с целью оптимизации процесса развития речемыслительной деятельности;
применение специальных методов и приемов, средств обучения, в том числе, компьютерных технологий, дидактических пособий, обеспечивающих реализацию принципа «обходного пути», повышающих контроль за устной и письменной речью;
профилактика и коррекция социокультурной дезадаптации путем максимального расширения социальных контактов, обучения умению применять эффективные коммуникативные стратегии и тактики.
Наряду с принципами и подходами, описанными в ПООП ООО, выделяются следующие положения по учету специальных образовательных потребностей обучающихся с ТНР и созданию специальных условий:
а) наличие входной и промежуточной диагностики состояния устной и письменной речи, уровня сформированности психических функций, удовлетворениеособых образовательных потребностей через реализацию индивидуального подхода в соответствиис этиологией и структурой речевого нарушения в ходе освоения ими основной образовательной программы;
б) организация пропедевтической и коррекционной работы по их дальнейшей интеграции в образовательном учреждении, направленной на развитие коммуникативных навыков и предпосылок усвоения программного материала;
в)реализация комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса по преодолению или минимизации влияния недостатковустной и письменной речи на процесс усвоения основной образовательной программы детей с ТНР с учётом состояния их здоровья и особенностей психоречевого развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
г) создание специальных условий воспитания, обучения детей с ТНР, без барьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных технологий и программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий и других средств обучения; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого по итогам входной диагностики и текущего мониторинга с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Существующие дидактические принципы (систематичности, активности, доступности, последовательности, наглядности и др.) возможно адаптировать с учетом категорий обучающихся.
В программу также включены специальные принципы, ориентированные на учет особенностей обучающихся с ТНР:
принцип целостности – единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции нарушений детей с ТНР, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении проблем этих детей;
принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опору на сохранные анализаторы в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций;
принцип комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный психолого-медико-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, медицинские работники, социальный педагог и др.);
принцип коммуникативности диктует необходимость формирования речи как способа общения и орудия познавательной деятельности. Реализация данного принципа достигается путем отбора языкового материала, значимого для обеспечения различных сфер деятельности обучающихся данного возраста, использование метода моделирования коммуникативных ситуаций. В обучении детей с ТНР остро стоит проблема формирования и развития положительной коммуникативной мотивации, потребности в активном взаимодействии с участниками коммуникативного акта, активизации мыслительной деятельности. В свете этого ведущая роль отводится речевой практике, активизации самостоятельной речи обучающихся, созданию таких ситуаций, которые бы побуждали их к общению;
онтогенетический принцип определяет необходимость учета основных закономерностей развития речевой деятельности в норме и следование им в ходе обучения. Это касается как отбора языкового и речевого материала, так и объемов работы, последовательность освоения речеязыковых навыков, особенностей формирования речемыслительной деятельности учащихся.
принцип взаимосвязи речи с другими психическими функциями, который обеспечивает достижение личностных результатов в ходе развития речи. Такие компоненты деятельности как умение планировать и контролировать свою деятельность необходимо формировать в рамках речевого высказывания. Данный принцип предполагает работу над анализом собственной речевой продукции, формирования критериев ее оценивания и умения редактировать.
учета операционального состава нарушенных действий. Особая роль этого принципа отмечается в работе с текстовым материалом, когда необходимо продемонстрировать обучающемуся систему операций, произведя которые можно построить свой текст или проанализировать (а затем понять) чужой. Необходимо составить развернутые модели создания текстов, задать последовательность, реализация которой приведет к искомому результату. В этих моделях обязательно должны учитываться лингвистические и функциональные характеристики текстов различных типов и жанров, а также индивидуальные особенности обучающегося (нарушенные звенья механизмов порождения и понимания текста), т. е. необходимо соотнести имеющиеся трудности с тем текстовым материалом, который предъявляется обучающимся на уроках. Пооперационное выполнение действий способствует наработке способа действия, формированию динамического стереотипа, что также является необходимым условием развития языковых умений и навыков для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Помимо этого, расчлененное выполнение действий позволяет более точно выявить нарушенное звено в серии операций, а также дает возможность формировать осознанный самоконтроль. Это является особенно важным, поскольку в связи с невозможностью опираться на чувство языка в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи доля сознательности в процессе восприятия и порождения текстов резко увеличивается.
МКОУ Пайвинская ООШ обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ТНР (5.1) , установленными законодательством Российской Федерации и уставом Учреждения;
- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом Учреждении.
Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с ТНР (5.1) принимается решением Педагогического совета и утверждается приказом директора образовательного учреждения.
Срок освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования основного общего образования обучающихся с ТНР (5.1) – 5 лет.
В ходе реализации в образовательную программу могут быть внесены изменения и дополнения, которые также принимаются решением Педагогического совета и утверждаются приказом директора образовательного учреждения.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с ТНР (5.1) МКОУ Пайвинской ООШ нацелена на обеспечение выполнения требований ФГОС ООО, определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.